Жила-была Юрга




Статьи




Вход
Логин:
Пароль:  
Регистрация
Забыли пароль?



Добавить статью


Как из малого лосенка

Вырастает кабарга,

Поднимался из поселка

Город нынешний - Юрга …

Состязался конным ходом

С быстрой речкой тюркский князь

И «Юргою» - иноходцем

Томь назвал, оборотясь.

Из кибитки важно вышел

И на речку указал.

Русский те слова услышал

И по-своему сказал.

Есть иные переводы-

«Яма», «Быстрая река».

Мне ж по нраву – иноходец,

Проскакавший сквозь века.

И теперь стране известно

Имя светлое – Юрга,

И звенит оно, как песня,

Колокольная дуга.

Т.И. Рубцова

 

Введение

 

Моему городу в этом году исполнилось 60 лет. Казалось бы, такая не большая дата, ведь есть города, которым уже и по тысяче и боле исполнилось, вот где кладовая истории и неожиданных интересных находок. А у нашего, совсем юного, что может быть? Ни тебе археологических раскопок, ни научных сенсаций. Однако я думаю, что как у человека, так и у города есть своя история.

 

А история моего города началась 65 лет назад, когда 22 июня 1941 года фашистские войска перешли границу Советского Союза. Согласно третьему пятилетнему плану (1938-1942) в восточных регионах страны создавались предприятия-дублеры по некоторым промышленным направлениям. Так будущий машиностроительный завод в Сибири должен был стать дублером завода «Баррикада» (г.Сталинград). Строительной площадкой нового завода была выбрана Юрга, так как на территории Юргинского района находились месторождения строительного песка и гравия, протекала река, проходила железная дорога, а вокруг располагалось довольно много деревень, что на первых порах должно было решить вопрос рабочей силы. Наличие крупного машиностроительного предприятия и другие успехи, достигнутые в социально-экономическом и культурном развитии Юрги, значительный рост ее населения существенно повлияли на место и значение райцентра в инфраструктуре всего региона. Поэтому 18 января 1949 года рабочий поселок Юрга был преобразован в город районного подчинения. А с 15 июля 1953 г. город Юрга отнесен к категории городов областного подчинения.

 

Сегодня, когда вся страна готовится отметить 65-летие Победы над фашистской Германией, а 18 января 2009 года наш город Юрга отметил свой 60-летний юбилей, я хочу рассказать о героизме наших предков, тех, кто своим подвигом овеял славу родной земли и кто живет в памяти людской уже многие годы. Неоценимый вклад в Победу 1945 года внесли жители Юргинского района. Более 12 тысяч жителей Юргинского района были призваны в ряды Красной Армии. На всех фронтах Великой Отечественной воины-сибиряки доблестно сражались, проявляя высочайший героизм и бесстрашие. Свои жизни за Родину отдали 4376 наших земляков. На Юргинской земле родились и выросли семь Героев Советского Союза, два кавалера ордена Славы I, II и III степеней. Эти имена золотыми буквами вписаны в историю Юргинского района и города.

 

К сожалению, все меньше и меньше остается в городе ветеранов. Все меньше и меньше их приходит на главную площадь города 9 Мая. Но память людская – вечна. Многие улицы города носят названия городов, чье оборудование и рабочие были эвакуированы в самые тяжелые годы войны к нам, в Юргу, есть сквер, названный в честь Георгия Васильевича Басырова, кавалера ордена Славы трех степеней, на карте города имеются улицы Героев Советского Союза – В.Н.Исаченко и А.П. Максименко, а в канун 65-летия Победы появится еще одна улица, названная в честь Героя Советского Союза Л.Н.Пономаренко. Члены музея школы № 8 обратились в Городскую администрацию с просьбой назвать одну из новых улиц города именем этого известного человека. Леонид Николаевич в настоящее время живет в г. Новосибирске и совсем недавно ему исполнилось 90 лет. Администрация города приняла решение в канун праздника Победы назвать новую улицу города именем Леонида Николаевича. И в нашей школе собран большой поисковый материал, посвященный Герою Советского Союза – Василию Ниловичу Исайченко.

 

Собственно с этих материалов в далеком 1979 году началась история нашего школьного музея, куда, по традиции, 1 сентября и в дни празднования Дня защитника Отечества, приходят первоклашки. В музее хранятся подлинные документы, рассказывающие о подвиге Василия Ниловича. Малыши с интересом слушают рассказ о нем, берут в руки осколки снарядов, трогают шинель, а если есть время, то на такие встречи приходит С.В. Исайченко, дочь героя, и рассказывает ребятам о своем отце. Светлана Васильевна очень часто делится воспоминаниями и это очень интересно, потому что каждый ее рассказ это целая повесть о настоящем человеке.

 

Мое участие в конкурсе это первый серьезный шаг в исследовательской работе. Конкурс «Человек в истории. Россия – ХХ век» достаточно популярен среди старшеклассников. У меня тоже в прошлом году была попытка начать исследовательскую работу, но все закончилось тем, что я в музее взяла тему и …, оказалось не так-то легко собрать материал, обработать его и написать работу.

 

Моя работа посвящена истории города и людям, которые живут в нем. А свой рассказ я начну с экскурсии по Юрге и расскажу об истории некоторых улиц. Следующая глава посвящена знаменитым людям Юрги и их боевым и трудовым подвигам.

В работе использованы следующие материалы:

1. Басыров Г.В. Воспоминания, руководитель - Зарубина С.А. , педагог дополнительного образования руководитель школьного музея, сентябрь 2009 г.

2. Данилова Р.Н. Юрга и юргинцы. Томск, 2009 г., 167 стр.

3. Исайченко В.Н. Воспоминания. Архивы школьного музея

4. Исайченко С.В. Беседа, руководитель - Зарубина С.А., педагог дополнительного образования руководитель школьного музея, сентябрь – декабрь 2009 г.

5. Юрга современная. Фотоархивы администрации города 65 лет Юргинскому машиностроительному заводу. Набор фотооткрыток  

 

Пешком по городу

 

Люди, слышавшие от других, какой это прекрасный, чистый, зеленый город, и ни разу не бывавшие в нем, проезжая мимо Юрги на поезде, разочаровываются: «Что это за город, — говорят они потом. — Домики одноэтажные, куры, гуси и свиньи по улицам бегают, пыльно, грязно». В чем-то они правы: привокзальная часть города, поселок 27-й пикет и Старая Юрга, расположенные вдоль железной дороги, не дают представления о современном городе. Но ведь о доме не судят только по воротам, да и встречают по одежке, а провожают по уму.

 

Совсем скоро наш железнодорожный вокзал и прилегающую к нему территорию совершенно будет не узнать. В 2010 году наш город объявлен столицей празднования Дня железнодорожника в Кемеровской области. Руководство отделения Сибирской железной дороги на эти цели выделило один миллион рублей. А чтобы поближе познакомиться с историей моего города и людьми, которые живут здесь, предлагаю отправиться в небольшую экскурсию по улицам Юрги. И начнем, пожалуй, с железнодорожной станции, которая является скверными воротами нашего города.

 

Станция Юрга-1 и пристанционный поселок Старая Юрга, откуда, как говорили в старину, «есть пошла» Юрга, во многом имеют сельский вид. Хотя за последние десятилетия появились каменные дома с крышами из красной черепицы, все равно, нет, нет, да и встретишь обветшалый домик, который вот, вот может завалиться. Это последние представители века уходящего и совсем скоро на их месте появятся новые, удобные для проживания дома. Но чтобы посмотреть сам город, надо сесть в автобус и проехать шесть-семь километров. Перепутать автобус не опасно. Чаще всего ходит первый: «Вокзал – Третий микрорайон». Его и выберем.

 

Город начнется с четвертой автобусной остановки. Кондуктор объявит: «Колбасная фабрика». Когда-то это был гигант по производству хорошей и качественной колбасы, но в годы перестройки, как и по всей стране, этот завод стал не нужен государству и теперь здесь в большинстве своем развалины, а колбасу в город доставляют из других регионов, даже из Москвы. Видимо, так проще. А через дорогу, справа, будут видны корпуса сельского профтехучилища. Здесь становятся трактористами широкого профиля ребята из сел Юргинского, Яшкинского и многих других районов области. Потом зона заводов: завод железобетонных конструкций, машиностроительный, вдалеке слева мелькнут корпуса абразивного завода. Автобус свернет направо, пробежит мимо утонувших в зелени и издали похожих на ульи домиков садоводов-любителей, поднимется в гору и... вот он — город.

 

В 60-70-е годы центральная часть Юрги имела несколько названий. Ее называли Вторым участком (в отличие от первого, где сейчас ЗЖБК). Именовали «Стройкой» и «Новостройкой» потому, что здесь постоянно много строили. Позднее, когда сюда перебрались все основные городские учреждения, когда появились первые многоэтажные дома, центр стали называть городом. Автобус обходит центр за считанные минуты. Юрга — город небольшой, в нем около 85 тысяч жителей, то есть гораздо меньше, чем, скажем, в любом из районов Кемерово, Новокузнецка или Новосибирска. В Юрге до недавнего времени было всего три основных магистральных улицы: Ленинградская, Московская и Комсомольская. Названы они так вовсе не случайно. Первыми здесь поселились жители Ленинграда, Подмосковья, Краматорская и еще ряда городов Европейской части страны, которые в трудные военные годы эвакуировались в Сибирь и стали впоследствии первыми рабочими Юргинского машиностроительного завода и его первыми строителями. Если идти по старой части города, то по ее улицам можно прочитать историю становления и строительства моего города.

 

Улица Московская. Самая длина и самая красивая улица. На этой улице расположена и моя школа. В военные годы здесь были бараки. И последний барак, который снесли в 1973году, тоже был на этой улице. На этой же улице появились первые «ленинградки» — трехэтажные дома, которые строили ленинградцы, прибывшие к нам в город из осажденного Ленинграда. Лет сорок назад посредине Московской лежали рельсы железнодорожной ветки. По ним маневровый паровозик доставлял песок и гравий из расположенного неподалеку карьера. Тогдашним жителям Московской этот паровозик просто житья не давал. Он пускал в окна домов черные клубы дыма, а то вдруг, среди ночи, рявкал так, что в окнах звенели стекла. Но нет худа без добра. Когда железную дорогу снесли, выяснилось, что улицу можно расширить, разбить посредине газон. Теперь так и сделано. Юргинские старожилы с благодарностью вспоминают этот крикливый и дымный паровозик: не будь его, разве пролегла бы так широко и свободно улица Московская.

 

А параллельно ей идет улица Ленинградская. Именно на этой улице появилось первое кирпичное здание в 1941 году – городская баня, она до сих пор работает и пользуется большой популярностью среди горожан старшего возраста, хотя в каждом доме уже давным-давно есть все удобства. Именно на Ленинградской в 1951 году был открыт больничный городок, почта, парикмахерская. На ней же в 1941 году был открыт первый детский сад, здание до сих пор стоит, но теперь это уже кафе «Старый город», в 60-е годы первый «Детский мир», в 90-е годы здание Томского Государственного университета, где обучаются многие молодые люди Юрги.

 

Я еще очень многое могла бы рассказывать об улицах моего города, но все-таки основную часть моего рассказа я хотела бы посвятить жителям нашего города, чьи имена золотыми буквами навечно внесены в историю развития и становления нашего города. И поэтому следующая моя повесть о труженике и солдате, каким была Юрга в годы Великой Отечественной войны.  

 

Труженик и солдат

 

Тружеником и солдатом был в годы Великой Отечественной войны наш город. Немеркнущей славой в боях с немецко-фашистскими захватчиками прославили себя 19-й гвардейский стрелковый корпус, 22-я гвардейская дивизия добровольцев-сибиряков, Кузбасско-Нежинский танковый корпус, в составе которых сражались юргинцы. Если внимательно посмотреть на карту военных действий на территории Советского Союза и Восточной Европы, то можно обнаружить, что сибиряки-юргинцы бесстрашно сражались под Москвой и Ленинградом, Сталинградом и на Орловско-Курской дуге, на Украине, в Белоруссии, Молдавии, Прибалтике, освобождали Польшу, Чехословакию, Болгарию, Венгрию, Румынию, принимали участие в штурме Берлина. Семи юргинцам за мужество и героизм в годы Великой Отечественной войны было присвоено звание Героя Советского Союза: В.Н.Исайченко, Л.В.Деменкову, Л.Н.Пономаренко, А.В.Крониту, А.Я.Власову, А.П.Максименко, П.Г.Петрову. Двое юргинцев – Георгий Васильевич Басыров и Павел Алексеевич Карякин вернулись с фронта кавалерами орденов Славы всех трех степеней.

 

Свой рассказ на этих страничках я хотела бы посвятить двум героям – Василию Ниловичу Исайченко и Георгию Васильевичу Басырову. Василий Нилович Исайченко родился 22 апреля 1919 г. в деревне Поповка ныне Юргинского района, был пятым ребенком в бедной крестьянской семье. Окончил 7 классов. Работал плотником на ст. Юрга. Призван в армию в 1939г. Окончил Владивостокское стрелково-пулеметное училище. На фронте с сентября 1942г. Командир пулеметной роты 276-го гвардейского стрелкового полка, 92-я гвардейская стрелковая дивизия, 37-я армия, Степной фронт. Гвардии лейтенант Исайченко одним из первых 30 сентября 1943г. форсировал Днепр у с.Успенка, Кировоградская область, отражал контратаки противника. Звание Героя Советского Союза присвоено 22 февраля 1944г. После войны служил в армии, в 1945 и 1956гг. окончил курсы «Выстрел». С 1959г. майор в запасе.

Жил и работал в г. Юрга. Руководил горкомом ДОСААФ. Именем Героя названа улица в г. Юрга, в музее школе №10 хранятся подлинные документы и фотографии В.Н. Исайченко, переданные дочерью С.В. Исайченко, учителем русского языка и литературы. А на городском кладбище расположен надгробный памятник на могиле Василия Ниловича Исайченко, установленный в 1980 году. Ежегодно, в День Победы, обучающиеся военно-профильных классов нашей школы, возлагают цветы на могилу Героя Советского Союза. Это небольшая историческая справка. Но за этими строчками судьба удивительного человека.

 

В нашем школьном музее хранятся подлинные документы и фотографии, рассказывающее о боевом пути Василия Ниловича Исайченко. Традиционными стали встречи с его дочерью, которая работает в нашей школе учителем русского языка и литературы. Светлана Васильевна всегда с удовольствием встречается с ребятами и каждый раз новые, ранее неизвестные странички истории пополняют фонды школьного музея. Со Светланой Васильевной мы проговорили почти два часа, но на этом наши встречи не закончились. Еще несколько раз я подходила к ней, чтобы сверить все то,  о чем она рассказала. Я привожу рассказ в небольшом сокращении с согласия Светланы Васильевны.

 

«Мой папа был очень отважным человеком, еще его очень любили солдаты. Человек, который сам испытал нужду, всегда заботился о своих подчиненных. Война, конечно, страшное дело. Сколько мужества нужно было, бесстрашия, чтобы все это вынести и победить. Звание «Герой Советского Союза» папа получил за форсирование Днепра. Когда папа рассказывал о том, что там творилось, он всегда плакал, ведь на его глазах гибли его боевые товарищи. Тогда не спрашивали, хочешь, не хочешь, есть приказ, а какой ценой ты его выполнишь, мало кого волновало. Ведь целыми ротами уходили на дно Днепра, но форсировали. Переправа через Днепр началась рано утром 30 сентября, под покровом густого тумана. Там, где шла переправа, Днепр как бы делился на две части островом, который находился посреди реки. Вот этот островок нужно было захватить в первую очередь, а затем уже переправляться на другой берег Днепра. Операцию не удалось сохранить в тайне, и наших начали в упор расстреливать. Плоты были сколочены наспех и плохо держались на воде. Все, кто умел плавать, плыли к спасительному берегу. Поддержка с нашего берега как всегда задерживалась. Под градом пуль и снарядов наши бойцы все-таки сумели закрепиться на высоте. Форсирование Днепра далось большой ценой. Почти третья часть бойцов была либо ранена, либо убита. Из девяти пулеметных расчетов в живых осталось четыре.

 

Утром фашисты попытались вернуть потерянные позиции, ринулись в атаку, но встретили яростный огонь защитников плацдарма и отступили. К вечеру 30 сентября подошла долгожданная помощь: прибыли товарищи Василия Ниловича, которые пулеметным огнем подавляли огневые точки противника во время форсирования Днепра. На следующие сутки, при отступлении, Василий Нилович был серьезно ранен в ногу, но не ушел с поля боя. Десять дней беспрестанных боев он, раненный, не покидал командный пост. Его подчиненные также отказывались покидать поле боя. И только 10 октября, когда на место подошла10-я дивизия, Василия Ниловича отправили в госпиталь. А потом наша семья узнала, что за этот подвиг папе присвоили звание Героя Советского Союза.

 

Конечно, не только за форсирование Днепра папе вручили Звезду Героя, были еще страшные бои за Сталинград, где наши бойцы также стояли на смерть, теряли боевых товарищей и не дали фашистам стереть с карты этот город. По словам папы, погода тогда была жуткая: хлестал дождь, все дороги были разбиты, продовольствие с и снаряды доставляли до передовой с большим трудом, казалось, что еще немного и город сдадут. Но 9 ноября ударили сильные морозы, что позволило нашим войскам начать контрнаступление.

 

Солдаты очень любили и уважали отца. Это был заботливый командир, отважный воин. В детстве я несколько раз ездила с ним на Мамаев курган в Волгоград на встречи защитников Сталинграда и видела, с какой любовью к нему относятся его бойцы. И домой часто приходили письма от его бывших однополчан

 

И еще об одном известном юргинце я хочу рассказать. Георгий Васильевич Басыров – живая легенда нашего города. В предвоенные годы Георгий Васильевич проживал в поселке Речной Юргинского района, что на берегу реки Томи. Был обыкновенным деревенским парнем, летом помогал родителям по хозяйству, а зимой охотился, ставил петли на зайцев в прибрежном ивняке и черемушнике. С 1940 года работал заведующим Юргинским мясоубойным пунктом. Об угрозе войны с фашистской Германией тогда ходили лишь слухи. Но когда она грянула, Георгий не утерпел и поехал в военкомат проситься добровольцем. Хотя ему еще не было восемнадцати, просьбу его удовлетворили и направили в сибирский город Ачинск, где он окончил полковую школу по специальности истребитель танков.

 

Боевое крещение Георгия Васильевича Басырова состоялось в октябре 1942 года под Сталинградом в составе войск 62-й армии, куда были включены сибирские добровольцы. До февраля 1943 года Георгий бился за Сталинград и показал себя бесстрашным, умелым воином. В одном из боев подбил два вражеских танка и три бронемашины, за что был награжден орденом Славы III степени. Вскоре после завершения Сталинградской битвы Басырова направили в город Владимир, где он окончил корпусную танковую школу. А через три месяца механик-водитель танка Т-34 уже участвовал в боях на Орловско-Курской дуге, в составе 9-го танкового корпуса в районе Понырей.

 

...Шел 1944 год. Красная Армия наступала на всех важнейших направлениях 2000-километрового фронта. Было это в Белоруссии. Как-то поздно вечером, посланные на трех танках в разведку, бойцы нагнали колонну отступающих немецких частей. Посоветовавшись, решили под прикрытием темноты пристроиться к этой колонне, а затем в удобный момент ударить по врагу. В течение нескольких часов, погасив фары машин, шли во вражеской колонне незамеченными.

Но вот забрезжил рассвет. Ждать, испытывать дальше судьбу было нельзя. По сигналу командира разведгруппы танки развернулись и начали в упор расстреливать фашистов, круша вражескую технику и живую силу. Танк, ведомый Георгием Васильевичем Басыровым, вырвался далеко вперед и оказался отрезанным от разведгруппы. В ходе боя у него была повреждена гусеница. Бой продолжался долго, но когда через некоторое время основные силы 9-го танкового корпуса подошли к месту сражения, усеянному трупами врага, ни Басырова, ни его товарищей по разведгруппе здесь не оказалось.

На родину героев полетела скорбная весть, что они пропали без вести. К счастью, экипаж танка и сам Басыров остались живы. На груди сибиряка засиял орден Славы II степени. Позже в составе войск 1-го Белорусского фронта Басыров участвовал в освобождении Бобруйска, Барановичей, Бреста. В Польше танковая часть, в которой в то время сражался Басыров, совершала марш в болотисто-лесистой местности. Один из советских танков попал в трясину. Георгий по приказу командира части поспешил на помощь товарищам, попавшим в беду. Зацепив застрявший танк тросом, он дал задний ход. Но танк Басырова постигла та же участь. В трясину попал и третий танк, пришедший на выручку. Основная колонна ушла дальше.

А в это время на участке, где беспомощно застыли наши танки, фашистам удалось несколько потеснить наши войска. И Басырову с товарищами пришлось вступить в неравную схватку. Немцы начали в упор расстреливать наши танки. Через несколько минут две машины запылали, и танкисты вынуждены были выбираться через люки и ползком пробираться к своим. Видели они, что и из башенного люка танка Басырова повалил черный дым. Басырова в части не оказалось. И опять матери Басырова полетело второе и, как оказалось, тоже преждевременное извещение о его смерти.

На этот раз танкистов выручила смекалка Георгия Васильевича. Когда начался обстрел застрявших танков, он собрал и поджег в башенном люке масляные тряпки. Решив, что экипаж танка погиб, немцы пригнали тягач и с трудом вызволили, казалось, безжизненный танк из трясины. Но как только Георгий почувствовал под гусеницами твердый грунт, он мгновенно завел двигатель. От неожиданности немцы шарахнулись в сторону. А когда опомнились и начали беспорядочную стрельбу, советская тридцатьчетверка была уже далеко, волоча на тросе своего «нежданного спасителя» вместе с экипажем. После этого подвига Георгий Васильевич Басыров был награжден орденом Славы I степени, став его полным кавалером.

Наступали заключительные этапы Великой Отечественной войны. 16 апреля 1945 года началась Висло-Одерская операция советских войск. Вместе со своим 9-м гвардейским танковым корпусом продолжал сражаться и танкист Георгий Басыров. Не раз его машину подбивали, он пересаживался на другую. А однажды самого так контузило, что санитары нашли его еле живого, потерявшего речь и слух. Довелось Георгию Басырову участвовать и в штурме Берлина. Кавалер трех орденов Славы Георгий Васильевич Басыров награжден двумя орденами Отечественной войны, медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина».

 

К сведению

 

Басыров Георгий Васильевич родился 1925г. в с.Теплоречка Ижморского района Кемеровской области в семье крестьянина. Окончил 7 классов. Трудился на мясокомбинате в г. Юрга Кемеровской области. В Красной Армии с 1942г. В боях Великой Отечественной войны с октября 1942г. Механик-водитель танка Т-34 142-го танкового батальона, 95-я танковая бригада, 9-й танковый корпус, 1-й Белорусский фронт, сержант Басыров 27.6.1944г. в составе экипажа прорвался в тыл противника в районе г. Бобруйск и поразил до взвода гитлеровцев, 2 БТР, 3 автомобиля. 11.9.1944г. награжден орденом Славы 3 степени. 15.01.1945г. в составе экипажа ворвался в расположение врага близ г. Радом, Польша, где танкисты истребили около 20 гитлеровцев, вывели из строя 2 штурмовых орудия, сожгли свыше 10 повозок с военным имуществом. 8.3.1945г. награжден орденом Славы 2 степени. Старшина Басыров в боях в марте 1945 в районе г. Массов, ныне Машево, Польша, г. Штаргард, ныне Старгард-Щециньски, Польша, умело управляя Т-34, способствовал тому, что экипаж сжег 3 танка, подавил 9 орудий, уничтожил много вражеских солдат и офицеров. 15.5.1946г. награжден орденом Славы 1 степени. В 1945 демобилизован.

 

Работал мастером цеха на машиностроительном заводе. Награжден орденом Отечественной войны 1 и 2 степени, медалями. В г. Юрга на доме, где он живет, установлена мемориальная доска, имеет звание «Почетный гражданин города». В мае 2008 года в парке около ДК Победа была установлена мемориальная доска в честь героя, и парк получил имя Георгия Васильевича Басырова.

 

В Юргинском районе за героический и самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны были награждены медалями 1498 человек, среди которых подавляющее большинство – женщины. Совсем юными девушками пришли на ферму в годы войны Агафья Чванова из д. Лебяжье-Асаново и Клавдия Корякина из д. Троицкой, ставшие впоследствии кавалерами орденов Ленина и Трудового Красного знамени. Государственные награды за доблестный труд получили многие трактористки и комбайнеры военных лет: Н.П. Колесова, д. Зеледеево, П.Н. Чернышова, с. Варюхино, М.В. Кажарская, д. Кожевниково, К.Ф. Кадочникова, д. Верх-Тайменка, Т.У. Курилова и Л.Н. Пырсикова, с. Новороманово, И.Ф. Сорокина и Ф.Г. Нестерова, М.Т. Шулежко, Арлюкская МТС, Л.А. Устинова и Е.П. Бакланова, Юргинская МТС, и многие другие Жители Юргинского района кроме хлеба и других продуктов питания направили на фронт около 2,5 тысячи полушубков, десятки тысяч теплых рукавиц, носков и валенок. По инициативе директора Попереченской школы Г.В. Крашенинникова учителями и учащимися были собраны средства на боевой танк. На именном танке «Попереченский школьник» достойно воевал Григорий Михайлович Новиков – выпускник этой же школы.

 

Ранним утром начинает оживать город. И не надо быть особенно наблюдательным, чтобы заметить, в какую сторону спешит большая часть прохожих. Первыми в Юрге пробуждаются улицы Кирова и Машиностроителей — по ним идут на работу заводчане. Все больше людей на этих улицах, и вот уже они идут сплошным шумным потоком. В Юрге десятки промышленных предприятий. К числу наиболее крупных относятся ОАО «Юргинские абразивы», ОАО «Кузнецкие ферросплавы», ОСП «Юргинский ферросплавный завод», ОАО «Юргахлеб», ОАО «Юргинский гормолзавод», ООО «Юрга-Железобетон», ОАО «Металургмонтаж», ООО «Сибирская фабрика Комусупаковка», ООО «Завод ТехноНИКОЛЬ-Сибирь», ООО «Технострой» и другие.

 

Но все же главная профессия города — машиностроитель. Именно машиностроительный завод в свое время сделал Юргу городом. Машиностроительный — это и самое крупное, и самое первое промышленное предприятие Юрги.

 

… Шли первые месяцы войны. В Сибири, в глубоком тылу, небывало быстрыми темпами возводились мощные заводы, оснащенные самым современным, по тем временам, оборудованием. На один из таких заводов в небольшой поселок Юргу эвакуировали своих лучших рабочих и специалистов предприятия Ленинграда. Впрочем, на строящийся в Юрге завод ехали не только ленинградцы, но и жители Москвы, Сталинграда, Краматорска, Ижевска. Приезжих было сотни, и обеспечить всех жильем хотя бы с минимальными удобствами поселок был не в состоянии. Немногим достались места в сколоченных на скорую руку бараках, большая часть первых рабочих поселилась в окрестных селах, в Тутальском доме отдыха и Поломошненском сельском клубе за Томью. Трудно сказать, кому больше повезло. Через Томь тогда можно было переправиться лишь на пароме, который приводился в движение четырьмя тощими лошадками с помощью ворота и длинного каната. Во время ледохода и ледостава паром не ходил, и тем, кто поселился за рекой, надо было сначала пройти пешком несколько километров до станции Тутальская, сесть там на поезд, переехать на нем Томь, потом пройти несколько километров от станции до завода. Вместе с дорогой рабочий день длился с пяти часов утра до десяти вечера. Многие предпочитали вообще не ходить домой, и ночевали прямо в цехах.

 

Осенью сорок второго был заложен инструментальный цех. И в инструментальном, и в ремонтно-механическом, и во всех других строящихся цехах молодого завода люди работали не щадя себя. Монтировать оборудование начинали, когда над корпусом еще и крыши не было. Руки примерзали к накаленному стужей металлу. Рядом со станками горели костры. Оторвавшись на секунду от дела, люди спешили сунуть руки в самое пламя. Однажды кто-то надумал использовать для обогрева цеха пар маневрового паровозика. Загнали его в помещение, пустили пар, но от этого стало только хуже: сырость сделала мороз еще более невыносимым.

 

Не хватало теплой одежды, продуктов, в глубоком тылу подчас было, может быть, труднее, чем на передовой. Но, не смотря на все трудности, 6 февраля 1943 года завод был веден в строй и выпустил первую военную продукцию: пушки 2ЛМ, Б-24, минометы 134 мм, морские пушки, Б-34, они шли на подводные лодки и крейсера. В 1966 году за заслуги в создании, производстве новой техники и успешное выполнение плана 1959 – 1965 гг. Указом Президиума Верховного Совета СССР Юргинский машиностроительный завод был награжден орденом Ленина, а спустя 10 лет за успешное выполнение заданий 9-ой пятилетки, достижение высоких показателей в повышении эффективности производства и улучшение качества продукции завод был награжден орденом Октябрьской революции. Современный машиностроительный завод — это одно из мощных универсальных предприятий, состоящее из комплекса заводов с полным машиностроительным циклом — от выплавки стали в мартенах до выпуска готовых машин (горношахтного оборудования и грузоподъемных машин).

 

Заключение

 

Вот и последняя страничка моего повествования. За время подготовки работы я встретилась со многими людьми, перечитала множество материалов, посвященных истории города. Моя работа — лишь небольшая часть поисковой деятельности, которая ведется в нашей школе. Хорошей, доброй традицией в школе стало проведение научно-исследовательских конференций, где ребята старших классов защищают свои исследования и проектные работы. И в этом году, если работа пройдет отборочный тур, то и я стану участником этой конференции.

 

Конечно, я очень хочу, чтобы работа заинтересовала всех. А еще в канун Дня Победы в музей придут малыши, это тоже традиция, и я, вместе с другими ребятами, буду проводить для них Уроки Мужества. Хорошим подспорьем для этого станет моя исследовательская работа. Когда-то они тоже придут в музей, и наша работа будет продолжена, ведь в истории нашего города еще немало неизвестных страниц. Я думаю, что только человек, знающий и уважающий историю своей Родины, своего народа, своей семьи, гордящийся славой своих предков, переживающий за периоды горечи и позора своей страны, может быть истинным гражданином, способным взять на себя груз ответственности за историю нашего государства.

 

Автор: Полигуль Ксения, 10Б класс, шк. №10

Руководитель: Зарубина Светлана Алексеевна


Обсудить на форуме
 
 
© Веб-студия ЮГС    UMI.CMS
2010 – 2021